Захаров Антон Олегович

Саньфоци: Шривиджая или Ангкор? (О концепции Лиама Келли)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, №3(59), 236-256

Рубрика: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

DOI: 10.31696/2072-8271-2023-3-2-59-236-256

 
Аннотация: Традиционное представление о многовековой островной империи Шривиджая с центром в Палембанге на Суматре в VII–XI в. и в Джамби в конце XI – XIII вв. давно подвергалось критике. Предложенное Лиамом Келли отождествление Саньфоци 三佛斉 – предполагаемого обозначения Шривиджаи в китайских источниках с времен империи Сун – с Ангкорской империей в корне подрывает сложившуюся карту средневековой Юго-Восточной Азией. В данной статье излагаются основные аргументы Лиама Келли и предлагается их анализ на основе свидетельств китайских источников, надписей Явы, Суматры и острова Банка, а также археологических материалов. Аргументация Л. Келли позволяет считать топонимы Саньфоци и Цзюган/Старая гавань 舊港 относящимися к разным политическим образованиям. Но Л. Келли не удается опровергнуть связь Саньфоци и Цзюган с Палембангом, реконструированную по сообщениям китайских авторов XV в. Ма Хуаня и Фэй Синя, а также «карте Мао Кунь». Столь же натянутым представляется и отказ от отождествления Шэпо 闍婆 с Чжаова/Явой 爪哇: Шэпо даже у Л. Келли служило для передачи слова java/yava, а именно yava/yavadvīpa встречается в надписях правителей яванских царств Матарам и Сингасари – Санджаи и Кертанагары соответственно, последний из которых правил Чжаова согласно китайским источникам. Однозначных аргументов в пользу отождествления Ангкорской империи с Саньфоци нет.

 
Annotation: A Chinese place-name Sanfoqi usually identified as a name of the Old Malay kingdom Srivijaya centered in the area of Palembang, now is a point at issue. Scholars do reject the identification of Sanfoqi with Srivijaya. Liam Kelley offers to treat Sanfoqi as a Chinese term for rendition of the word Kambuja/Cambodia, and he identifies Sanfoqi with the Angkor Empire. My aim is to check Kelley’s arguments by means of their internal logic as well as by their comparison with the data available in the Chinese texts, Southeast Asian inscriptions and archeology. Kelley seems right that there were many Sanfoqi and many Jiùgǎng, i. e. ‘Old Harbor’. But there is not the case when Kelley rejects the identification of at least a Jiùgǎng with Palembang and a Sanfoqi. First, “Map of the Various Barbarian Kingdoms in the Southeastern Ocean” (Dongnan haiyang zhu yiguo tu 東南海洋諸夷國圖) shows a great distance between Sanfoqi and Zhenla, with Melaka/Mǎnlájiā-guó 滿剌加國 and Xiānluó-guó 暹羅國 between them. Second, there is a coincidence between the evidence of Ma Huan and Fei Xin which places 浡鄰邦 Bólínbāng which is a name of Jiùgǎng, in Palembang. Third, 闍婆 Shepo as a rendition of Sanskrit/Old Javanese words java/yava is the same as 爪哇 Zhǎowā because its ruler Kertanagara of Singhasari left the Mula Malurung inscription which calls him primordial teacher of Yavadvīpa/Nūṣa Java. Therefore, there is no need to reject the placing of Shepo in Java. Despite Kelley’s claims, Sanfoqi of Ma Huan and Fei Xin was in Palembang.

Ключевые слова: Саньфоци, Шривиджая, Ангкор, историческая география, китайские источники, Суматра, Палембанг, Ява, долина Меконга

статья в pdf

Выпуски

2023

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

21 20

2012

19 18

2011

17 16

2010

15 14

2009

13 12