Southeast Asia: actual problems of development

[Yugo-Vostochnaya Azia: aktualnye problemy razvitiya] ISSN 2072-8271

Articles

Dmitry Mosyakov , Astafieva Ekaterina

Southeast Asia in the era of changes: How can Russia and Japan cooperate?

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2016, №33, 219-226

Рубрика: НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 
Annotation:

14 сентября 2016 г. в центре Карнеги, состоялся научный симпозиум на тему: «Юго-Восточная Азия в эпоху перемен: как могут сотрудничать Россия и Япония». Это мероприятие было организовано центром Карнеги совместно с Институтом востоковедения РАН (Центр ЮВА, Австралии и Океании).

Перед участниками были поставлены следующие основные вопросы: Каковы стоящие перед АСЕАН вызовы? Насколько совпадают интересы России и Японии в этом регионе? Есть ли пространство для взаимодействия и сотрудничества между Токио и Москвой в Юго-Восточной Азии?

Относительно потенциала взаимодействия между Россией и Японией, в ходе дискуссии были отмечены следующие моменты:

- нельзя допустить превращения ЮВА в площадку противостояния США и Китая, в связи с этим важно, чтобы Россия и Япония вместе развивали сотрудничество в регионе как альтернативу нынешнему положению дел;

- важно продвигать вперед сотрудничество России и Японии для укрепления центрального положения АСЕАН в системе международных отношений в ЮВА;

- существует потенциал взаимодействия между Россией и Японией в отношении т.н. «нетрадиционных вызовов», таких как терроризм, пиратство, стихийные бедствия.

Выступившие на открытии конференции директор московского Центра Карнеги Д.В. Тренин и заведующий Центром ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАН Мосяков Д.В. подчеркнули, что симпозиум посвящен региону, который сегодня показывает наиболее динамичное развитие. Как указал Д.В. Тренин, перемены в Восточной и Юго-Восточной Азии и происходящие там процессы носят даже более значительный характер с учетом на перспективу, чем даже события на Ближнем Востоке. Он также подчеркнул, что необходимо проанализировать, как новые отношения России с Японией могут повлиять на связи со странами ЮВА. Д.В. Мосяков отметил, что тема симпозиума очень актуальна, так как касается перемен в одном из ключевых регионов мира. На сегодняшний день совокупный ВВП блока АСЕАН, объединяющего десять стран Юго-Восточной Азии, приближается к $3 трлн, население – к 700 млн, а к 2050 году АСЕАН может стать четвертой экономикой мира. При этом перед Юго-Восточной Азией стоит ряд серьезных вызовов, в первую очередь проблема сохранения внутреннего единства в условиях обострения борьбы США и КНР за политическое доминирование в этом регионе мира. Россия и Япония, тесно связанные с этим регионом, внимательно следят за разворачивающимися процессами и их корреляцией с национальными интересами двух стран.

Выступившая первой Ирэн Чэнь ‑ научный сотрудник Школы международных исследований им. С. Раджратнама (Сингапур) указала, что АСЕАН имеет геостратегическое расположение, которое охватывает самые оживленные морские и воздушные торговые пути в мире, и поэтому является объектом притяжения внешних сил и великих держав. Излишне говорить, что крупными державами, имеющими корыстные интересы в регионе, являются Китай и США. В связи с этим АСЕАН оказывается в сложном положении. С одной стороны, он стремится усилить экономическую интеграцию, но с другой ‑ АСЕАН со всей очевидностью слабеет как из-за продолжающегося конфликта в Южно-Китайском море, так и из-за возрастающего политического и экономического соперничества великих держав.

Сингапурский исследователь отметила, что по её мнению, выгоды экономического роста в странах региона будут выступать сдерживающим фактором этой конкуренции, но проблема еще и в том, что кроме противоречий Китая и США, вполне очевидны противоречия Китая и Японии. Может быть, с точки зрения экономики это соперничество для стран АСЕАН и выгодно, но с точки зрения политики и безопасности оно также несет угрозу серьезной дестабилизации всего региона. Она особо подчеркнула, что страны ЮВА должны сами решать, что нужно региону и какие инициативы, и избегать излишней политизации в отношениях.

Выступивший вслед за сингапурским исследователем Акио Такахара — старший научный сотрудник Фонда Токио, профессор Токийского университета указал на то, что решающим, с его точки зрения, фактором, влияющим на будущее региона, станет расклад сил в китайском руководстве между сторонниками, как он выразился, политики XXI века и сторонниками архаичных подходов века XX и XIX. Есть две группы в руководстве КНР, сказал он, ‑ одна ‑это те, которые понимают, что на дворе XXI век и, соответственно, международные отношения должны соответствовать духу времени и те, кто мыслит реалиями века XIX и стремятся всюду установить китайское присутствие. Упор при этом делается как раз на Юго-Восточную Азию, так как этот регион Китай считал своим ещё в эпоху древности и средневековья. Политика Китая в ЮВА, по мнению докладчика, имеет свои специфические внутриполитические цели – она направлена на объединение народа под националистическими лозунгами и укрепление существующей власти. Как подчеркнул Акио Такахара, политика, копирующая образцы XX и XIX веков, иными словами, политика, опирающаяся на изменение статус-кво путем применения силы – непродуктивна, она рождает только новые противоречия и конфликты. Он выразил уверенность, что время работает на сторонников политики XXI века и кризис в отношениях с США и противоречия с Японией будут улажены на основе компромисса.

В выступлении Мосякова Д.В. – заведующего Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, рассматривались наиболее актуальные проблемы, вынесенные на симпозиум. Он сказал, что от фундаментальной для блока АСЕАН идеи независимости региона, его освобождения от преобладающего влияния внешних сил к настоящему времени почти ничего не осталось. Речь сейчас идет не о вытеснении иностранного влияния и утверждения так любимого в этом блоке принципа «асеан сентралити» (т.е. центрального положения АСЕАН в системе международных отношений в Юго-Восточной Азии), а о выживании АСЕАН как целостной и сплоченной региональной организации в условиях, когда борьба двух великих держав ‑ США и Китая за доминирование в Юго-Восточной, а шире ‑ в Восточной Азии, становится все более жесткой и принципиальной.

Суть китайского подхода, указал он, состоит в том, что можно назвать «политикой кнута и пряника». С одной стороны, непрерывное военное давление, пример чему ‑ появление китайских рыбаков под прикрытием военных судов в районах рифов Мисчиф (Филиппины), и сравнительно недавно ‑ у островов Натуна (Индонезия), а также в зонах контроля со стороны Вьетнама. С другой ‑ активное продвижение в сфере экономики, ядром которого стала реализация идеи зоны свободной торговли КАФТА (Китай-АСЕАН).

Что касается американцев, сказал докладчик, то они оказались явно не готовы к активности Китая. Они явно задержались со своим историческим поворотом в Азию и с формированием Транстихоокеанского партнерства. Более того, под влиянием призывов филиппинских политиков и многочисленных обращений сингапурских бизнесменов, в которых капитаны сингапурского бизнеса буквально умоляли США вернуться в регион в качестве полноценного игрока, в Вашингтоне возникло ощущение, что возвращения Америки в регионе ждут. Там решили что при наличии политической воли и не очень больших финансовых затрат, удастся создать из приграничных с Китаем стран АСЕАН, так называемый «санитарный кордон» на пути китайской экспансии. В теории, Филиппины, Вьетнам, Таиланд и Бирма должны были противостоять экспансии Китая, опираясь на поддержку США.

Сегодня, однако, складывается ощущение, что сами США оказались использованы странами АСЕАН для выстраивания своей системы контрбалансов. Ни о каком «санитарном кордоне» и речи нет, более того, если раньше можно было вполне четко определить американских союзников ‑ Филиппины и Таиланд, а также Сингапур, то сегодня их просто нет. Есть страны АСЕАН настроенные на поиски баланса отношений с США и Китаем, и есть страны вроде Камбоджи, которая является, по сути, главным проводником китайских интересов внутри блока АСЕАН.

Американское военное присутствие в регионе растет, китайское тоже, с одной стороны ‑ новые подводные лодки, с другой ‑ непотопляемые острова-авианосцы. В такой ситуации, подчеркнул Д.В. Мосяков, и у Японии и у России складывается совместная позиция, основанная на общем интересе в поддержании мира и стабильности, в оказании позитивного влияния на конфликтующие стороны. Этот общий интерес к миру и стабильности в регионе может стать важным импульсом в сближении двух государств.

Выступивший в начале второй сессии симпозиума Нобухиро Аидзава — доцент Университета Кюсю отметил, что ЮВА становится «полем битвы» между США и Китаем и с этим необходимо бороться, пытаться предложить какую-то альтернативу. Страны ЮВА не желают быть полем боя. В дипломатии, подчеркнул он, необходимо избегать «кнута». У Японии нет «кнута» за спиной, а много «пряников», другими словами у Японии есть, что предложить странам региона на взаимовыгодной основе. Япония тесно интегрирована в экономику ЮВА, и потому исходит из идеи обоюдной выгоды, согласно которой экономическое развитие ЮВА приносит пользу не только самому региону, но и Японии. По мнению докладчика, у Японии есть богатый опыт взаимодействия со странами ЮВА. Япония опирается на концепцию «освоение» (development), и сохраняет позицию «открытости» (openness) при содействии ЮВА через частные инвестиции. Г-н Аиздава подчеркнул, что подобный японский опыт может пригодиться и России в её отношениях со странами ЮВА.

Докладчик призвал развивать сотрудничество России и Японии в регионе ЮВА в борьбе против терроризма, а также преступности и наркомафии, которая очень активна в ряде стран региона. Он указал и на большие перспективы взаимного сотрудничества в так называемых «нетрадиционных сферах», совместных усилий в сохранении природных балансов в условиях глобального потепления, противостояния экологическим угрозам.

В докладе Е.В. Колдуновой — заместителя декана факультета политологии МГИМО (У) было указано, что АСЕАН в своей политике стремится к достижению нескольких ключевых целей. Первая - это сохранение многополярности региона с тем, чтобы иметь возможность строить свою политику балансируя между интересами внешних для региона держав. Вторая ‑ блок стремится сохранить свою внутреннюю консолидацию и единство, не допустить распада на проамериканскую и прокитайскую части. Третья цель состоит в том, чтобы выйти за рамки зоны свободной торговли Китай‑АСЕАН и перейти к другой расширенной зоне свободной торговли, где ее партнерами стал бы не только Китай, но и другие страны и, в частности, Россия и Япония.

Она также указала, что в современных обстоятельствах Россия и Япония должны быть заинтересованы в том, чтобы действовать в единстве для консолидации АСЕАН, содействовать тому, чтобы АСЕАН сохранил и свою определяющую позицию в международных отношениях в этом регионе. Общая позиция двух стран в этих вопросах позволит АСЕАН сохранить себя в качестве самостоятельного игрока в большой региональной политической игре.

В докладе Д.В. Тренина указывалось на опасность китайско-американского противостояния и на угрозы, которое несет это противостояние стабильности и процветанию стран региона. Он также указал на важность взаимодействия Японии и России, которые могут стать ядром для всех тех сил, которые заинтересованы в сохранении мира и стабильности в регионе.

Е.А. Канаев — профессор, НИУ «Высшая школа экономики», в своем выступлении указал, что конечная цель китайских усилий в ЮВА ‑ выстраивание системы общей региональной безопасности, которая была бы «завязана» на Пекин. Цель эта по определению труднодостижимая. В то же время очевидно, отметил выступающий, что угроза для спокойствия в регионе заключается в том, что стремление Китая добиться своей цели будет приводить всё к новым и новым конфликтом. Е.А. Канаев не согласился с утверждениями некоторых выступающих относительно больших возможностей в сотрудничестве России и Японии в ЮВА. Он указал, что придерживается пессимистической позиции в отношении этого вопроса, так как Япония в значительной степени выступает как союзник США, а Россия в большей степени сотрудничает с Китаем. Поэтому, по его мнению, эффективное сотрудничество России и Японии в ЮВА в современных условиях маловероятно. Кроме того и в отношениях с АСЕАН у России и Японии совершенно разный статус. Япония ‑ один из главных торговых партнеров блока, Россия же ‑ нет, Япония ‑ один из главных инвесторов в ЮВА, а Россия ‑ нет. Он особо подчеркнул, что в поиске общей платформы сотрудничества следует выйти за нынешний формат и искать более глобальные интересы для развития взаимного сотрудничества.

В прошедшей после доклада дискуссии, преобладало, однако, противоположное мнение, о том, что разность потенциалов двух стран не мешает поискам взаимной платформы для совместных действий. Более того указывалось, что Япония может больше способствовать решению экономических вопросов, а Россия вопросов безопасности. Вместе они могут действовать в своих общих интересах, основанных на том, чтобы сохранить существующий статус-кво в регионе, стабильность и процветание расположенных в нем стран. Также было отмечено, что в борьбе с терроризмом, пиратством и наркотрафиком, в противостоянии «нетрадиционным угрозам» позиции России и Японии почти полностью совпадают. Сотрудничество в этих сферах, а также в вопросах экологии моря, сохранения природного разнообразия в Индокитае и на островах, может быть организовано в достаточно быстрые сроки. Все возможности для этого и у Японии и у России есть.

article in pdf

Issues

2023

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

21 20

2012

19 18

2011

17 16

2010

15 14

2009

13 12