Кукушкина Евгения Сергеевна

Научный семинар Общества «НУСАНТАРА»: обзор зимне-весеннего цикла заседаний 2018 г.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2018, №3(40), 225-230

Рубрика: НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 
Аннотация:

 
Annotation:

Общество «Нусантара» в феврале возобновило заседания своего научного семинара за сезон 2017–2018 года.

Первым докладчиком зимне-весеннего цикла стал к.и.н. В.А. Погадаев, осветивший тему «О деятельности литературных организаций Малайзии». Тема весьма актуальна для изучения социологических аспектов взаимоотношений государства и писателя, идеологизации литературы, насущных проблем творческой интеллигенции Малайзии.

В.А. Погадаев рассказал о характере деятельности крупнейших писательских ассоциаций страны. Старейшей из них является Союз национальных литераторов (PENA), который начал работу с 1960‑х гг., объединив целый ряд наиболее известных авторов, ныне классиков малайской словесности. На первом этапе своего существования Союз был в значительной степени самостоятелен и независим от правительства. Его члены активно формулировали свои политические взгляды, отстаивали принципы свободы творчества и статус малайского языка как национального. Приоритетным направлением работы PENA считался поиск молодых талантов, устраивались обсуждения произведений, а позднее – ежемесячные поэтические чтения. Со временем деятельность Союза национальных писателей все больше контролировалась государством (в том числе финансово) и формализовалась.

В отличие от PENA, членами которого являются столичные авторы, Национальная федерация союзов национальных писателей Малайзии (GAPENA) объединяет 22 региональные организации. Федерация в значительной степени финансируется властями. К числу ее задач относится объединение литераторов Малайзии и всего народа страны через развитие малайского языка и популяризацию национальной культуры и литературы на международном уровне. Организация занимается защитой прав писателей. Федерация проводит многочисленные мероприятия на местном и межгосударственном уровне, выпускает свой бюллетень и поддерживает активные связи с зарубежными странами.

Более молодой литературной организацией является возникшая в 2011г. NUMERA, присуждающая международные премии за развитие малайского языка (среди ее лауреатов – сам В.А. Погадаев).

Интересным примером «высокотехнологичного» взаимодействия творческой интеллигенции стало Виртуальное сотрудничество литераторов Малайзии. Ассоциация пользуется большим вниманием непрофессиональных авторов. В нее может войти любой желающий, выложив на ее сайте свое произведение.

В качестве общей тенденции развития писательских организаций Малайзии В.А. Погадаев выделил усиливающуюся роль государственного контроля и финансирования.

Впервые на заседании научного семинара Общества «Нусантара» выступила историк архитектуры, независимый исследователь И.А. Карпушина, предложившая тему «Архитектура Малайзии: от локального контекста к глобальному». Она проследила основные тенденции развития местных архитектурных стилей.

Традиционную малайскую архитектуру отличает строительство свайно-каркасных конструкций, постепенно эволюционировавших к дворцовому стилю. Эти конструкции полностью отвечали особенностям тропического климата, украшались народными орнаментами и элементами декора, как правило в виде резьбы.

Колониальный период привнес в местную архитектуру значительные изменения, положив начало формированию самобытной концепции градостроения с санитарными нормами. Появились фортификационные сооружения и проложенные по стандартам дороги. Наиболее заметный след оставили британцы, которые привнесли стиль Тюдоров, внедрявшийся по проектам, утвержденным в Лондоне.

В результате колониального воздействия родилась своеобразная местная эклектика – соседство арт-деко, псевдомавританского, готического, сарацинского и прочих стилей с обилием декоративных элементов.

Независимость дала возможность зодчим Малайзии проявить в своих произведениях националистические чувства. Заметно усилились традиционалистские черты, которые сильно окрасили облик городов страны, особенно в 1980‑е гг. Десятилетием позже народным мотивам пришли на смену мусульманские, в целом избежав помпезности по причине экономического кризиса. В настоящее время в стране существует своя сложившаяся архитектурная школа, ряд представителей которой получили международное признание.

В марте Общество «Нусантара» отпраздновало 50-летие. Торжественное заседание открыл президент Общества В.В. Сикорский, участник исторической встречи молодых малаистов с академиком А.А. Губером в декабре 1967 г. При поддержке А.А. Губера в начале 1968 г. состоялось первое заседание Малайско-индонезийских чтений при этнографической комиссии Географического общества АН СССР. В 1990 г. его члены организовались в Общество «Нусантара». Воспоминаниями о работе Общества, его достижениях и выдающихся участниках поделились В.А. Погадаев, М.В. Курицын, В.В. Сигаев и Е.С. Кукушкина.

На апрельском заседании Общества вспоминали безвременно ушедшего более четверти века назад выдающегося историка-индонезиста Геннадия Георгиевича Бандиленко (1946–2002). Многолетняя работа с архивами исследователя позволила его ученику и коллеге к.и.н. М.Ю. Ульянову (ИСАА МГУ) подготовить к печати главный труд его жизни. Об этом М.Ю. Ульянов рассказал в докладе «О научном наследии Г.Г. Бандиленко. Подготовка к изданию рукописи книги “Монархии Нусантары в VII–XV веках. К проблеме исследования традиционных религиозно-идеологических концепций высшей власти и этапов политической истории государств Явы и Суматры”».

Книга является плодом глубокого академического изучения политики, социальной истории и духовного развития региона. В ней ученый перешел от описания памятников к разработке систематизированной концепции власти монарха в государствах Нусантары на основе синтеза всех своих предшествующих замыслов. Принципиально новым в подходе Г.Г. Бандиленко стал отказ от хронологического описания монархии и власти в пользу выделения устойчивых связей между социально-политическими и культурными явлениями. В результате родилась универсальная теоретическая схема, проиллюстрированная ее практическими воплощениями в конкретных государствах малайского мира. После публикации труда с данной концепцией сможет познакомиться широкий круг востоковедов.

В докладе президента Общества «Нусантара» к.ф.н., проф. В.В. Сикорского «Проблемы национальной идентичности в индонезийской литературе на низком малайском языке» прослежена динамика изменений в самосознании индонезийцев в период становления молодой нации (1920‑е – 1930‑е гг.). По мнению докладчика, вопреки распространенному мнению, наибольший вклад в становление национальной литературы внесли авторы, писавшие на «низком» (вульгарном) малайском языке, предшественнике современного индонезийского языка. Значительная часть этой прозы создавалась полукровками и была посвящена историям туземных содержанок голландцев (ньяи).

Поначалу эти романы не несли в себе антиколониального начала («История о Ньяи Дасиме» Г. Франсиса, «Повесть о Сити Марии», «Повесть о Ратне»), однако отражают процесс постепенного формирования новой исторической общности людей – прообраза будущей Республики Индонезии. Туземное население представлено в них как часть колониального общества. С 1930‑х гг. в литературе проявлялось чувство национальной самодостаточности («Студент Иджо» Марко Картодикромо) вплоть до утверждения марксистских идей (его же «Чувство свободы», «Повесть о Кадируне» Семауна). Подобная динамика отсутствовала в продукции правительственного издательства «Балэй Пустака», что позволяет считать произведения на низком малайском языке определяющим явлением истории индонезийской словесности.

Майское заседание научного семинара Общества «Нусантара» завершило цикл 2017–2018 г.

А.А. Павлов (ИСАА МГУ) представил сообщение на тему «Организация силовых структур Малайзии», рассмотрев роль и функции четырех основных органов безопасности: вооруженных сил, полиции, разведки и военизированных формирований.

Вооруженные силы Малайзии решают оборонно-стратегические задачи, обеспечивая национальную безопасность и территориальную целостность страны, противодействуя терроризму. Основными принципами поддержания обороноспособности государства являются самообеспечение, региональное сотрудничество и внешняя помощь. Основные проблемы вооруженных сил страны связаны с иностранным вооружением, трудным в эксплуатации для местного личного состава, нехватка квалифицированных кадров и финансирования. Общая численность армии Малайзии составляет около 110 тыс. человек. Все рода войск имеют свои спецподразделения.

В ведении Королевской полиции Малайзии находятся все правонарушения, происходящие на территории страны. Численность полиции составляет около 18 тыс. человек.

Разведывательные службы Малайзии представлены четырьмя ведомствами: Отделом оборонной разведки (действует по родам войск Вооруженных сил Малайзии), Королевским разведывательным корпусом (планирует и распределяет тактическую информацию), Специальным отделом полиции (занимается предотвращением внутренних и внешних угроз государственной безопасности) и Отделом исследований при Управлении делами премьер-министра (наиболее засекреченное подразделение).

К военизированным формированиям Малайзии относятся Агентство обеспечения безопасности на море, отряды Территориальной обороны, пограничные службы штатов Сабах и Саравак, а также добровольческие подразделения.

Как показал докладчик, в совокупности силовые ведомства Малайзии представляют собой достаточно эффективную структуру со сбалансированным распределением функций.

К.ф.н. М.В. Фролова (ИСАА МГУ) выступила с докладом «Хоррор в творчестве Интан Парамадиты». Писательница является представительницей граждански активной части интеллигенции страны.

Особое внимание Интан Парамадита уделяет изучению гендерных проблем, кинематографии и течению ужастиков в искусстве и литературе. В этом отношении ее интересы и творчество хорошо вписываются в основной поток массовой литературы Индонезии, наиболее популярным жанром которой выступают именно ужастики.

М.В. Фролова указала на преобладание в прозе писательницы влияния западного дискурса – европейской сказки, легенд о вампирах, готических мотивов и т.д. По ее мнению, творчество Интан Парамадиты наглядно демонстрирует живучесть фольклорных образов на новом этапе их адаптации.

Основными источниками образности произведений индонезийского автора докладчик считает фольклор и мифологию с одной стороны, а с другой – готику и романтизм, соединяющие реальность и нереальность. Интан Парамадита эффективно оперирует тремя эмоциональными элементами воздействия ужастиков на читателя:  чувством тревожного ожидания (подозрение), страхом и ужасом. Очевидное влияние на формирование ее метода оказали американские авторы (С. Кинг, Г.Ф. Лавкрафт и др.). Существуют у него и местные корни в виде романов индонезийского литератора Абдуллы Харахапа, также работавшего в жанре ужасов. Проза писательницы вполне отражает устойчивость и мощные ресурсы данного жанра с присущим ему сплавом низкого и возвышенного.

Наиболее активно Интан Парамадита эксплуатирует архетип призрака, восставшего мертвеца (индон. kuntilanak), удачно использует в произведениях прием типизации. Пафос ее творчества состоит в отказе от ценностей эры президента Сухарто, в разоблачении всех форм лицемерия. Произведения Интан Парамадиты скрывают под внешней броскостью серьезную феминистскую проблематику.

Члены Общества «Нусантара» поздравили друг друга с завершением очередного насыщенного сезона и поделились планами на следующий год заседаний.

статья в pdf

Выпуски

2024

2023

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

21 20

2012

19 18

2011

17 16

2010

15 14

2009

13 12