Бектимирова Надежда Николаевна

Камбоджийская деревня – взгляд изнутри

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2019, №3(44), 243-246

Рубрика: РЕЦЕНЗИИ

 
Аннотация:

 
Annotation:

В 2018 г. издательский дом Корнельского университета опубликовал работу Мэй Эбихары «Свай. Кхмерская деревня в Камбодже»[1], которая являлась ее докторской диссертацией, защищенной 40 лет назад в 1968 г. Мэй Эбихара (1934–2005) – фигура легендарная в мировой кхмерологии, первый ученый-антрополог, которая осуществила комплексное полевое исследование кхмерской деревни в 1959–1960 гг. и представила всеобъемлющую картину организации и бытования крестьянского социума, типичного для первого десятилетия после получения Камбоджей независимости в 1953 г. Японка, американского происхождения, она родилась в Портланде (штат Орегона), там окончила колледж и увлеклась социальной антропологией, по которой уже позже специализировалась в Колумбийском университете. После окончания университета в 25 лет отправилась в Камбоджу для проведения полевых исследований. В качестве объекта исследования выбрала деревню Свай, расположенную в провинции Кандаль в 30 км от Пномпеня, где основную массу жителей составляли этнические кхмеры, занимавшиеся земледелием. Деревня была расположена рядом с дорогой, ведущей к столице, что обеспечивало определенную мобильность крестьян и давало возможность Эбихаре проанализировать влияние ускорившегося в тот период процесса урбанизации на жителей Свай[2]. Она прожила в деревне год, собрала огромный материал по «крестьянскому обществу» Камбоджи, опубликовала несколько статей по результатам исследования, а в 1968 г. защитила докторскую диссертацию, которая стала одним из наиболее цитируемых произведений среди кхмерологов, но при этом была доступна лишь в виде микрофильма. Фактически невозможно найти ни одного исследования по проблемам новейшей истории Камбоджи, где бы не содержалось ссылок на диссертацию М. Эбихары. Поэтому издание ее в печатном варианте стало важным событием для всех исследователей Камбоджи.

Исследование М.Эбихары имело новаторский характер, она дала обширную картину «крестьянской жизни», рассмотрев социальную структуру деревни, экономическую деятельность ее жителей, их религиозную активность и весь жизненный цикл, политические институты, а также отношения с «внешним миром». Впоследствии ее работа дала толчок к развитию самостоятельных научных направлений по всем затронутым Эбихарой проблемам. Я сама, будучи студенткой ИСАА МГУ, когда начала заниматься исследованием социальной практики буддизма в Камбодже, досконально проштудировала ее раздел диссертации по религиозной жизни в деревне Свай. Ее очень важные выводы, носившие в тот период новаторский характер, сыграли огромную роль в понимании религиозных процессов в кхмерской деревне. В отличие от других исследователей, которые писали об устойчиво высоком уровне религиозности кхмеров, она одной из первых обратила внимание на те важные, едва уловимые изменения, которые начали происходить среди верующих в 1960-е гг.[3] Так, она отмечала, что уже сокращается охват мужчин традиционным временным монашеским постригом, что часть молодых людей вступает во взрослую жизнь минуя монастырь как важнейший в доколониальный период институт воспитания и социализации юношей. М. Эбихара акцентировала внимание на росте прагматических настроений среди верующих в их стремлении заработать через подношения буддийской сангхе побольше «религиозных заслуг» для улучшения кармы и в снижении для них значимости моральных предписаний.

Одним из наиболее цитируемых разделов диссертации является раздел, посвященный социальной организации деревни, где она впервые отметила важную особенность «деревенской жизни кхмеров – отсутствие у них каких- либо объединений, групп формальных или неформальных, основанных не по принципу родства». Она приходит к выводу, что в деревне Свай только семья и ее домохозяйство являются четко обозначенной единицей социальной организации[4]. Эти ее утверждения впоследствии привели к дискуссии среди кхмерологов о степени применимости к камбоджийским реалиям теории о «рыхлой структуре общества» (loosely structured society). В этом же разделе она рассматривает проблемы лидерства на локальной уровне, роль морально-этических факторов в формировании образа неформального лидера[5].

Огромный вклад в изучение социальной структуры деревенского общества внесла реконструированная в ее диссертации система родственных отношений, отраженная в кхмерском языке. Она собрала, систематизировала и представила на кхмерском и английском языках не только систему родства, но и форму обращений между членами общества, которая обязательно учитывала социальный статус, возраст, степень религиозности и др.

При исследовании экономической составляющей деревни Свай М. Эбихара рисует достаточно благополучную картину крестьянской жизни с точки зрения их достатка. Но она подчеркивает, что бюджет крестьян складывается из множества составляющих, в том числе разного рода приработков в городе. Так как деревня была расположена недалеко от столицы, то уже часть деревенских мужчин уходила периодически в город на временные заработки, для некоторых из них работа в городе приносила уже больший доход, чем сельское хозяйство. Женщины же, как правило, торговали в городе всякой снедью или товарами ремесленного производства[6]. Хотя жители Свай имели довольно активные связи, прежде всего, экономические с внешним миром, тем не менее М. Эбихара отмечает, что локальная общность ограничивалась для них только рамками деревни. Все вне ее пределов воспринималось как «чужое». Интегрирующим фактором локальной общности выступали «охранные духи» местности, культ предков «неак-та» и буддийский монастырь. Все это вместе поддерживало комплекс издавна установленных отношений. М. Эбихара пишет, что крестьяне верят в своеобразную карму деревни, они убеждены, что заслуга деревни слагается из заслуг всех ее жителей и, таким образом, от добродетельности каждого зависит мир и общее благополучие[7].

Значение диссертации Эбихары особенно возросло для исследователей Камбоджи в последующие десятилетия в связи с событиями 1970-х гг., когда началась гражданская война, а потом к власти пришел режим «красных кхмеров», пытавшийся уничтожить все традиционные ценности камбоджийского общества. Труд Эбихары давал развернутую картину жизни обычной камбоджийской деревни накануне радикальных перемен. Некоторые кхмерологи пытались найти в ее исследовании какие-то зацепки, чтобы объяснить феномен «красных кхмеров» как крестьянского радикального движения. Другие же пытались анализировать, насколько глубокие перемены в сознании крестьян произошли за период полпотовщины. Да и сама Эбихара хотела понять, как изменилась деревня Свай в результате трагических событий 1970-х гг. Она вновь посетила деревню в 1989 г. и собрала много устных историй о страшных годах жизни при Пол Поте[8]. Оказалось, что жители Свай в силу близкого расположения к столице были отнесены к категории «почти горожан», к категории «нового народа», которая в большей степени подвергалась репрессиям, в результате 50% жителей деревни Свай было уничтожено. В одном из интервью Эбихара призналась: «Все эти долгие годы, что я не была в Свай, я испытывала некоторое чувство вины. Они (жители деревни) дали мне так много, а что я дала им взамен? Когда я вернулась в деревню и взяла первые интервью об их жизни при Пол Поте, я испытала чувство отчаяния. У меня была возможность уехать из Камбоджи и комфортно жить, а они вынуждены были жить в деревне и испытывать неимоверные страдания»[9]. В действительности Мэй Эбихара никогда не прерывала связей с жителями Свай. Она регулярно посылала им подарки, давала деньги на содержание храма. Когда М. Эбихара скончалась в 2005 г., то родные выполнили ее последнюю просьбу, захоронили урну с ее прахом в ступе монастыря деревни Свай.

Издание диссертации М. Эбихары в виде монографии облегчит возможность нынешним и будущим поколениям кхмерологов знакомиться с фундаментальным исследованием деревенского общества Камбоджи. Данная работа представляет несомненный интерес для всех специалистов по странам Индокитая.

[1] May Mayko Ebihara. Svay a village in Cambodia. Edited by Andrew Mertha. Southeast Asia Program Publications Cornell University Press, 2018. ISBN 9781501715129

[2] Еще одно антропологическое исследование камбоджийской деревни было осуществлено французской исследовательницей Габриэль Мартель в 1968 г. В качестве объекта она выбрала удаленную от центра достаточно изолированную деревню в провинции Баттамбанг. Martel G. Lovea – village des environs d’Angkor. P. 1972.

[3] Ebihara M. Svay a village in Cambodia. P. 161-165.

[4] Ibid., p. 82-84.

[5] Ibid., p. 88.

[6] Ibid., p. 129-130.

[7] Ibid., p. 171-175.

[8] Ebihara M. Return to a Khmer village.//Cultural Survival Quarterly.14 (3) 1990; A Khmer village under the Khmer Rouge, 1975-1979.// Genocide and Democracy in Cambodia: The Khmer Rouge, the United Nations and International Community. New Haven, 1993.

[9] Цитируется по: Ledgerwood J. Introduction.//Ebihara M. Svay a village in Cambodia. Cornell University Press 2018, p. xxvi

статья в pdf

Выпуски

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

21 20

2012

19 18

2011

17 16

2010

15 14

2009

13 12