Канаев Евгений Александрович

Оценка главы ВРЭП по развитию электронной торговли с точки зрения формирования Экономического Сообщества АСЕАН

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, №3(59), 11-21

Рубрика: ОБЩЕРЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

DOI: 10.31696/2072-8271-2023-3-2-59-011-021

 
Аннотация: В статье проанализирован раздел Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), посвященный развитию электронной коммерции, с точки зрения ее влияния на формирование Экономического сообщества (ЭС) АСЕАН. В первом разделе рассмотрены истоки, эволюция и промежуточные результаты инициативы ВРЭП. Во втором разделе представлены положения Главы 12, где изложены особенности, задающие параметры сотрудничества между участниками ВРЭП в сфере электронной коммерции. На взгляд автора, их наиболее значимые черты свидетельствуют, что с максимальной выгодой для себя их может использовать Китай, увязывающий институциональные механизмы ВРЭП с собственной мега-стратегией Инициатива «Пояс и Путь». В третьем разделе проводится оценка влияния положений ВРЭП об электронной коммерции на Ассоциацию, прежде всего, на формирование ЭС АСЕАН до 2025 года. С точки зрения автора, положения ВРЭП об электронной торговле могут стать для Ассоциации скорее фактором уязвимости, чем давать ей повод для оптимизма, поскольку спектр инструментов АСЕАН, связанных с формированием ЭС, может сузиться. Адаптируя цифровую трансформацию к контексту развития АСЕАН, статья содействует приращению знаний об эволюции АСЕАН на фоне современных глобальных тенденций. Таким образом, работа дополняет существующие труды по АСЕАН и ведомым ее усилиями многосторонним диалоговым форматам и инициативам, поскольку влияние условий развития электронной коммерции между участниками ВРЭП на формирование ЭС АСЕАН до сих пор не являлось предметом специального исследования. Представленные в статье выводы и обобщающие оценки имеют как научное, так и практическое значение.

 
Annotation: The paper analyses the e-commerce chapter of the Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP) from the perspective of the ASEAN Economic Community. Part One traces the RCEP origins, evolution and interim results. Part Two is focuses on the provisions of Chapter Twelve that outlines the RCEP e-commerce-related parameters of cooperation. Arguably, their most salient features suggest that China may well use them to its best advantage by synergizing the RCEP institutional mechanisms with its mega-strategy the Belt and Road Initiative (BRI). Part Three assesses the impact of the RCEP e-commerce chapter on the Association, most importantly, on the establishment of the ASEAN Economic Community 2025. The author argues that for the association the RCEP e-commerce provisions can be a point of vulnerability rather than a reason for optimism, as ASEAN’s spectrum of the AEC-related instruments may narrow. By adapting the digital transformation to the ASEAN context, the paper takes a step forward in increasing knowledge on ASEAN evolution amidst the current global trends. In light of this, the paper contributes to the existing research on ASEAN and ASEAN-led multilateralism, as the implications of the RCEP e-commerce component have not yet been analyzed from an AEC perspective. The findings and assessments of the paper are of both academic and practical significance.

Ключевые слова: экономический регионализм, ВРЭП, Экономическое Сообщество АСЕАН, Китай, Инициатива «Пояс и Путь», глобальные цепочки стоимости, цифровая трансформация, электронная коммерция

статья в pdf

Выпуски

2024

2023

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

21 20

2012

19 18

2011

17 16

2010

15 14

2009

13 12