Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития
Издается с 1998 года. ISSN 2072-8271
Новакова Оксана Владимировна, Кукушкина Евгения Сергеевна
О проекте «Христианство в Южной и Восточной Азии: история и современность» в ИСАА МГУ
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2017, №34, 276-283
Аннотация:
Annotation:
В Институте стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова успешно завершен проект «Христианство в Южной и Восточной Азии: история и современность». Проект осуществлялся двумя подразделениями ИСАА МГУ ‑ Центром «Христианство на Востоке» под руководством проф. И.И. Абылгазиева и Центром изучения современных проблем Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (руководитель ‑ доц. О.В. Новакова).
Первым этапом проекта было проведение межинститутской конференции, состоявшейся 31 марта 2017 г.
Конференция была посвящена изучению сложных и малоизученных проблем проникновения и распространения христианства в странах региона Южной и Восточной Азии – огромного пространства земного шара с многомиллионным населением; были охвачены практически все страны Азии от Индии до Японии и Восточного Тимора. Надо подчеркнуть, что предметом исследования стали различные христианские конфессии, представленные в странах региона: католицизм, протестантизм и православие. Неподдельный интерес к конференции со стороны отечественных востоковедов-специалистов свидетельствует о востребованности религиоведческой темы, и необходимости изучения различных ее аспектов применительно к странам Востока. Особое внимание привлекли доклады, в которых анализировалось взаимодействие христианства с местными культурами и цивилизациями, рассматривалось применение миссионерами так называемого «метода адаптации», что позволило высветить многие малоизученные стороны жизни и менталитета восточных народов, и в свою очередь дает возможность понять и моделировать их поведенческую модель в будущем.
В конференции приняли участие ведущие ученые-востоковеды основных академических востоковедных исследовательских институтов (Институт Востоковедения РАН, Институт Дальнего Востока РАН) и вузов востоковедного профиля (Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО (У), Петербургский ГУ (Восточный факультет). Было заслушано 25 научных докладов по самым разным проблемам истории развития и современного состояния христианства во всех странах заявленного региона. Число участников конференции составило более 50 человек.
В конференции также приняли участие представители Русской Православной Церкви: епископ Воскресенский Савва; член патриаршего совета по культуре, древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин; сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата диакон Василий Бурдонский; сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Дмитрий Иванович Петровский.
Пленарное заседание открылось содержательным докладом протоиерея Максима (Козлова), профессора Духовной Академии на тему: «К истории развития католической экклезиологии».
На пленарное заседание были также вынесены основные доклады по Китаю ‑ «Российская Духовная Миссия и распространение Православия в Китае во 2-й половине XIX ‑ начале XX вв.» профессора Н.А. Самойлова (Вост. ф-т СПбГУ) и Японии – «Парадоксы культурного диалога в трудах Св. Николая Японского» В.П. Мазурика (ИСАА МГУ).
Директор Центра АСЕАН МГИМО (У) В.В. Сумский связал в своем выступлении «Встречу тысячелетия» между Папой Римским Франциском и Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом с историей католицизма на Филиппинах.
Председатель Оргкомитета конференции О.В. Новакова представила доклад «Вьетнамская Католическая Церковь и государственная власть, XVI – XXI вв.», убедительно раскрыв природу взаимоотношений католической общины и вьетнамского государства, идеология которого столетиями сохраняла традиционные элементы. Позиция власти в отношении христианской конфессии всегда основывалась на давней концепции власти имперской религии, заимствованной в древнем Китае и в конфуцианском учении, что придавало сакральность и мифологическую окрашенность концепции государственности в период истории нового времени.
Работа конференции строилась по двум секциям: Южной и Северо-Восточной Азии (секция №1) и Юго-Восточной Азии (секция №2).
В Секции №1 были заслушаны два интересных доклада по современной Индии, позволившие сопоставить ситуацию на севере и на юге страны: В.А. Бочковская рассказала об этно-кастовой специфике христианства в северных штатах, тогда как А.М. Дубянский – о католицизме дравидийского ареала (оба докладчика представляли ИСАА МГУ).
С основательным докладом об особенностях распространения христианства (католицизма) в Китае, о методах адаптации, примененных там миссионерами Ордена иезуитов и приведших к так называемой «ссоре из-за китайских обрядов», выступил известный специалист по истории культуры и христианства в Китае, д.и.н. А.В. Ломанов (ИДВ РАН).
В секции были представлены доклады практически по всем странам Северо-Восточной Азии: «Христианство в Японии: этапы становления и развития» (Б.А. Малышев, лиценциат истории Церкви, старший преподаватель кафедры истории и культуры религий России Московского института открытого образования (МИОО) и Центра изучения религий РГГУ), «Особенности религиозного сознания японцев и их влияние на перевод Библии и распространение христианства» (А.С. Борисова, аспирантка ИСАА МГУ), «Социокультурные факторы обращения монголов в христианство после 1990 г.» (Р.Т. Сабиров, ИСАА МГУ), «Становление и развитие протестантизма в Корее (1832 ‑ 1910)» (А.В. Пак, ИВ РАН), «Протестантские деструктивные секты в Республике Корея и их политический аспект» (К.В. Асмолов, ИДВ РАН и ИСАА МГУ).
Доклады в Секции №2 отличались разнообразием материала, одновременно давая пищу для плодотворных сопоставлений. Такие темы как «Христианство в Камбодже, XIX – XXI вв.» (Н.Н. Бектимирова, ИСАА МГУ), «Христианство в Таиланде (Сиаме): политика и прозелитизм» (Е.А. Фомичёва, ИВ РАН), «Попытки христианизации Лаоса (Лансанга) в XVII в. и их результаты» (Е.А.Яковлева (МГИМО (У), подчеркнули общее свойство культуры этих стран: высокую сопротивляемость буддизма тхеравады воздействию инорелигиозной проповеди. В результате количество христиан среди коренных жителей данных государств до настоящего времени остается чрезвычайно малым в процентном отношении. Тем не менее, в каждой из этих стран были свои факторы, делавшие в какой-то момент некоторую, пусть очень малую часть местного населения более открытой христианской проповеди. При этом общая неудача попыток обращения дает возможность судить о неотъемлемых свойствах мировоззрения народов данного региона, делавших его удивительно устойчивым перед внешними влияниями.
В материковой Юго-Восточной Азии относительно крупная католическая община присутствует лишь во Вьетнаме. Несмотря на существенное численное преобладание среди местного населения приверженцев буддизма и конфуцианства, христиане играют заметную роль в культуре страны, что доказательно продемонстрировала в своем докладе «Влияние католицизма на вьетнамскую литературу» Т.Н. Филимонова (ИСАА МГУ).
В островной части региона христианство представлено достаточно широко, хотя продолжительность его присутствия в разных районах, доля от общей численности населения, этнический состав и социальная принадлежность верующих весьма разнятся. Для Малайзии и Индонезии единой является издавна существующая проблема их взаимоотношений с исламом как доминирующей и официальной религией: в докладе «Католицизм на Малаккском полуострове и Восточном Тиморе, XVI–XX вв.» Н.А. Толмачёв (МГИМО (У) обрисовал историю бытования католицизма в данном регионе. В докладе «Христианская община Индонезии в постколониальный период (1945–2016гг.» (Г.В. Сучков, ИСАА МГУ) была обстоятельно рассмотрена тема о положении индонезийских христиан с момента провозглашения независимости до настоящего времени. Примечательно, что на практике господство фундаментального ислама не всегда могло до конца исключить воздействие иной, «чуждой» идеологии: малайская проза 1930-х годов неожиданным образом обнаруживает следы идей, заложенных столетием ранее христианскими миссионерами, как было показано в докладе «Христианство в зеркале малайской литературы, XIX – 1-я половина XX в.» (Е.С. Кукушкина, ИСАА МГУ). Е.М. Астафьева (ИВ РАН) выступила с докладом на тему: «Мега-церковь для Мега-города: тенденции и перспективы распространения протестантизма в Сингапуре».
Филиппины являются единственным государством Юго-Восточной Азии, где христиане составляют подавляющее большинство населения. Католическое духовенство, как испанское, так и из числа коренных жителей играло огромную роль в период колонизации архипелага, что показано в докладе «Католические священники и местные священнослужители в период завоевания Филиппин (вторая половина XVI в.): на материале труда Антонио де Морга «История Филиппинских островов» (1609 г.)» (Ю.М. Ульянов, В.М. Голикова, ИСАА МГУ). Подчеркнем, что роль клира была изучена на материале одного из ранних источников по истории распространения христианства на Филиппинах. Жизнедеятельность конфессий имеет и свой лингвистический аспект, рассмотренный Е.Г. Фроловой (ИСАА МГУ) в докладе «Языковая политика и применение различных языков в католических общинах Филиппин».
Заседание секции завершилось сообщением В.В. Ремарчука (ИСАА МГУ), посвященным памяти протоиерея Василия Строганова, настоятеля храма Малое Вознесение на ул. Большая Никитская, бывшего выпускника вьетнамского отделения ИСАА, пришедшего к церковному служению «востоковедной тропой».
Конференция стала заметным событием не только в научной жизни МГУ. Она получила отклик и среди специалистов различных исследовательских центров; их активное участие в конференции и качество представленных докладов свидетельствует об актуальности избранной темы и больших перспективах ее дальнейшей разработки.
Вторым этапом проекта стала публикация коллективного труда «Христианство в Южной и Восточной Азии: история и современность» (Гл. ред. И.И. Абылгазиев, отв. ред. О.В.Новакова. Москва, Издательство Ключ-С, 2016, 351 с.). Главы коллективного труда были сформированы на основе докладов, сделанных на одноименной конференции, состоявшейся в Институте стран Азии и Африки 31 марта 2016 г.
Почетным гостем презентации был протоиерей Леонид Калинин, епархиальный древлехранитель Московской городской епархии, настоятель храма священномученика Климента, Папы Римского в Замоскворечье.
В приветственном слове директор Института стран Азии и Африки МГУ, главный редактор коллективной монографии проф. И.И. Абылгазиев подчеркнул особую важность проведенной конференции и опубликованного труда в нынешних условиях, когда христианство и его приверженцы подвергаются опасности физического уничтожения в некоторых странах Востока, а на Западе происходит подрыв духовных основ учения.
В подобной ситуации мартовская конференция 2016 г. стала весомым вкладом в создание атмосферы веротерпимости и взаимопонимания. Книга, изданная на основе представленных на ней докладов, служит высокой миссии налаживания межрелигиозного диалога.
И.И. Абылгазиев выразил признательность председателю оргкомитета конференции и ответственному редактору коллективной монографии «Христианство в Южной и Восточной Азии: история и современность», доц. О.В. Новаковой и всем участникам проекта за проделанную работу.
В ответном слове О.В. Новакова поблагодарила И.И. Абылгазиева и дирекцию ИСАА МГУ за организационную и финансовую поддержку проекта. Выразив удовлетворение проделанной работой, она подчеркнула масштабы географического охвата представленного труда – от Китая и Монголии до Индии, от Вьетнама до Филиппин – и разнообразие изученного участниками материала.
О.В. Новакова рассказала о дальнейших планах по развитию проекта, в рамках которого будут предприняты исследования различных аспектов взаимодействия или противостояния между местными религиями и христианскими конфессиями.
Выступившие участники проекта высоко оценили его результаты:
С точки зрения зав. кафедрой истории Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока проф. Н.Н. Бектимировой, проект побудил многих участников впервые обратиться к теме христианства в странах Южной и Восточной Азии. По ее словам, в процессе работы открывались неизвестные прежде факты, благодаря которым в новом свете предстает религиозно-культурная ситуация в этих странах, дополняется картина исторических событий.
Член оргкомитета конференции и редколлегии коллективной монографии зав. кафедрой филологии стран ЮВА, Кореи и Монголии Е.С. Кукушкина отметила широкие возможности изучения особенностей восприятия христианства местным населением на литературном и языковом материале.
По мнению зав. кафедрой китайской филологии М.Ю. Ульянова, конференция и монография помогли несколько уравновесить численное преобладание исследований о воздействии восточного мировоззрения на западную культуру.
Работавший в оргкомитете конференции и редколлегии книги доц. Г.В. Сучков охарактеризовал коллективный труд как благоприятную площадку для дальнейшего освоения значимой и перспективной темы.
Член редколлегии монографии проф. А.В. Ломанов (ИДВ РАН) охарактеризовал проект как образец удачного опыта сближения академической и университетской науки в сфере изучения необъятной темы межкультурного диалога. Он отметил особую значимость конференции и появления отечественного труда по христианству в регионе Восточной и Южной Азии, поскольку в России пока нет такой мощной традиции работы с данной темой, как на Западе, где исследования начались с началом миссионерской деятельности.
Заведующий Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН проф. Д.В.Мосяков поздравил авторский коллектив с выходом выдающейся работы. Стремительный рост интереса к христианству в регионе ЮВА приводит к тому, что оно постепенно становится частью местной культуры. Это открывает новые возможности для культурного сотрудничества и взаимопонимания. Подобные исследования обладают повышенной значимостью в эпоху разительной дехристианизации и подрыва фундаментальных основ европейской цивилизации.
Участники проекта поблагодарили друг друга за плодотворное сотрудничество и выразили намерение продолжить его в дальнейшем.
Выпуски
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009