Канаев Евгений Александрович

Международный арбитраж и медиация в разрешении трансграничных коммерческих споров: опыт Сингапура и его зарождающееся цифровое измерение

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2024, №4(65), 129-141

Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

DOI: DOI: 10.31696/2072-8271-2024-4-4-65-129-141

 
Аннотация: Статья анализирует цифровую поддержку, которую оказывают сингапурские площадки международного арбитража и медиации – главным образом, Международный арбитражный центр в Сингапуре (СИАК) и Международный центр медиации в Сингапуре (СИМК) – своим практикам урегулирования трансграничных коммерческих споров. Систематизированы основные черты международного арбитража и медиации, проанализирована деятельность СИАК и СИМК (равно как Международного института медиации в Сингапуре – СИМИ и Международной академии разрешения споров в Сингапуре – СИДРА), рассмотрены инструменты их цифровой поддержки. Последнее направление особенно важно, поскольку рутинные процессуальные задачи могут выполняться цифровыми инструментами, относящимися, главным образом, к искусственному интеллекту, которые интегрируются в юридические практики для оптимизации вспомогательных процессов. Вместе с тем, автор утверждает, что цифровая трансформация сингапурских площадок коммерческого арбитража и медиации может привести к неоднозначным последствиям. Будучи всемирно известным правовым «центром превосходства», при использовании инструментов искусственного интеллекта Сингапур может столкнуться с проблемами, поскольку истории успеха его правовых площадок основаны на человеческом факторе. Эти вопросы рассматриваются в работе сквозь призму регионоведения, поскольку их правовое измерение выходит за рамки исследования. Поскольку данная тема не была объектом внимания российских и зарубежных ученых, работа обладает несомненной актуальностью, оригинальностью и научной новизной.

 
Annotation: The article analyses the digital support that Singapore’s international arbitration and mediation bodies – mostly, the Singapore International Arbitration Center (SIAC) and the Singapore international mediation center (SIMC) – give their trans-boundary commercial dispute resolution practices. On summarizing salient features of international arbitration and mediation, the paper explores the activity of SIAC and SIMC (as well as of the Singapore International Mediation Institute – SIMI and the Singapore International Dispute Resolution Academy – SIDRA) to finally turn to revealing instruments of their digital support. The latter focus is especially important, as routine procedural tasks may be performed by digital, mostly, AI-enabled, instruments that are being integrated into legal practices for streamlining supplementary processes. The author argues, however, that the digital transformation of Singaporean commercial arbitration and mediation bodies may well become a double-edge sword. As a globally renowned international center of legal excellence, Singapore may find it problematic to resort to AI-enabled practices, since the human factor has mostly been behind the success stories of its legal venues. The paper assesses these issues from a regional studies perspective, as the legal dimension is beyond its analytical focus. As the topic has not been a focus of scholarly attention in Russia and in other countries, the research has obvious relevance, originality and academic novelty.

Ключевые слова: международный арбитраж и медиация, коммерческие споры, СИАК, СИМК, СИМИ, СИДРА, цифровые инструменты, искусственный интеллект

статья в pdf

Выпуски

2024

2023

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

21 20

2012

19 18

2011

17 16

2010

15 14

2009

13 12