Southeast Asia: actual problems of development

[Yugo-Vostochnaya Azia: aktualnye problemy razvitiya] ISSN 2072-8271

Articles

Dmitry Mosyakov

International Conference "Crisis Management and Cooperation at Sea in Pacific Asia" (brief overview)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2014, №25, 11-14

Рубрика: РЕЦЕНЗИИ

 
Annotation:

24-25 ноября 2014 г. в Пекине под эгидой Китайского института международных исследований состоялась международная конференция «Кризисное управление и кооперация на море в Тихоокеанской Азии». В конференции приняли участие представители и видные ученые главным образом из азиатских стран ‑ Индонезии, Камбоджи, Вьетнама, Малайзии, Бангладеш, Индии, Японии, России. От США было приглашено несколько представителей, от Европы ‑ никого. Если западные специалисты и были, то они, как Марк Валенсия или Гвен Робинсон[1], представляли азиатские страны.

Еще одна особенность конференции заключалась в том, что на ней с установочными докладами выступили действующие китайские дипломаты – главы отдельных департаментов, которые должны были разъяснить наиболее сложные вопросы китайской политики. Выступление одного из них И Сяньляна[2], было довольно жестким и бескомпромиссным, другое же Тан Циншена[3] ‑ намного более мягким и компромиссным. И Сяньлян заявил в частности, что с точки зрения географии у Китая не очень удобная позиция в отношении выхода флота в открытый Океан. Китай окружен закрытыми и полузакрытыми морями. Такое положение автоматически ведет к конфликтным ситуациям. Но Китай сегодня «не идет на разжигание конфликта и благодаря этому страны Юго-Восточной Азии живут в мире и процветании». Стратегия Китая, указал этот докладчик, ‑ win-win cooperation и страна стремится развивать взаимовыгодные отношения со всеми своими соседями на двусторонней основе.

Относительно ситуации в морях окружающих Китай И Сяньлян указал на несколько важных вещей: 1) КНР и США должны приспособиться (adobter) друг к другу иначе будут большие проблемы; 2) в морях вокруг Китая преобладает тенденция к стабильности; 3) конфликты Китая политизируются международной прессой, которая показывает негативную роль Китая в отношениях с соседями; 4) 80% за то, что Китай не будет эскалировать ситуацию.

Вот уже 40 лет, сказал он, Китай успешно разрешает конфликты на 12 границах по суше. Морские конфликты по поводу границ следует контролировать с помощью UNCLOS[4], так как Китай является сегодня морской державой и будет строить себя в этом же качестве и дальше, увеличивая свои возможности в окружающих морях. В качестве базовой политики Китай предполагает выстраивать мягкую архитектуру (soft architecture) в отношениях с соседями, развивать морскую осторожность.

 Докладчик также отметил, что 9-ти пунктирная линия, пересекающая Южно-Китайское море, впервые появилась еще на гоминьдановских картах в 1948 г. С тех пор ничего принципиально не изменилось в этом вопросе и, поэтому сегодня «Китай претендует на все острова Наньша, так как это есть наш континентальный шельф».

Особенно жестко чиновник МИД КНР высказался относительно отношений с Японией. Он сказал, что «Желтое море и Восточно-Китайское море ‑ ключевые для Китая. Дайюдао (Сенкаку - яп. ) – это, как показывает история, китайские острова. С Японией относительно них у нас нет территориального вопроса. Вопрос только в том, когда Япония добровольно вернет эту территорию». На этот вопрос пока нет ответа, поэтому эскалация ситуации в районе этих островов вполне реальна. Определенные претензии представитель МИД КНР высказал также и в отношении корейских властей, которые задерживают китайских рыбаков в международных водах и препятствуют их промыслу.

Другой представитель китайского МИД Тан Циншен в своем выступлении был более оптимистичен и настроен на компромисс. Он указал на важность для развития сотрудничества со странами ЮВА фонда Китай‑АСЕАН, в который уже переведено Китаем 3 млрд. юаней. В рамках этого фонда реализуется, как он сказал, 17 программ сотрудничества. Он также указал на значимость нового глобального китайского проекта Шелкового пути, подчеркнув одинаковую значимость и сухопутного и морского коридоров. В целом он выразил убежденность в том, что противоречия между Китаем и странами АСЕАН не носят глубокого характера ‑ они вполне преодолимы и сотрудничество Китая и стран АСЕАН дальнейшем, будет только расширятся.

Что касается выступлений собственно ученых-участников конференции, то они носили главным образом практический характер и были по большей части посвящены выработке конкретных мер для укрепления безопасности и доверия на море, вроде совместных проектов в сфере морских культур, в хозяйственном освоении, в борьбе с загрязнением моря. Индонезийский представитель Хашим Джалал выказал озабоченность и сказал, что в Индонезии нервничают, когда «китайский флот входит в Индийский Океан, а индийский – в Тихий». Одним из китайских участников было высказано предложение о том, что если рыбаки из соседней страны заходят в спорные воды, то не следует их арестовывать. Представитель Филиппин в свою очередь указал, что международный арбитраж может быть наилучшим способом разрешить проблемы и, что Филиппины осуждают Китай за отказ от арбитража. В целом никто из участников конференции ни в докладах, ни в комментариях и вопросах, ситуацию не обострял и даже индийский представитель Виджай Сахуджа, традиционно осуждающий Китай за экспансионистскую политику в отношении Индии, высказался за поиски взаимоприемлемых решений.

 Марк Валенсия ‑ один из наиболее авторитетных американских аналитиков морских конфликтов, работающий сегодня на китайский исследовательский институт, выступил за важность американо-китайского консенсуса, приветствовал подписание документа о мерах доверия на море, которое было заключено между Китаем и США вскоре после прошедшего недавно саммита АТЭС в Пекине.

 В целом, конференция в Пекине запомнилась тем, что, с одной стороны, на ней не звучало политических обвинений и все происходило в рамках академической вежливости, а с другой ‑ наиболее жесткие заявления были сделаны не учеными, а чиновниками МИД Китая. В своих докладах они четко дали понять неизменность как китайской позиции по островам в Южно-Китайском и в Восточно-Китайском море, так и в отношении США, политика которых в Азии упоминалась и в официальных и собственно научных докладах. Из всего комплекса упоминаний американской политики и интересов вырисовывается главная тема китайской политики ‑ желание КНР заключить глобальный компромисс с американцами в Азии на выгодных для себя условиях. Что касается России, ее политики и интересов в Азии и АТР упомянуто не было вообще, за исключением выступления российского участника. Создается ощущение, что ни научная общественность стран Азии, ни китайские ученые и политики еще не свыклись с мыслью о том, что Россия превращается в полноправного участника азиатских политико-экономических процессов и ее роль и влияние может быть значимы для их позитивного развития.

[1] М. Валенсия представлял Китай, Гвен Робинсон – Таиланд.

[2] Yi Xianliang (Deputy Director General Department of boundary and Ocean affairs, VFA, PRC).

[3] Tan Qingsheng (Director, Department of Asian affairs, MFA, PRC).

[4] UNITED NATIONS CONVENTION ON THE LAW OF THE SEA ‑ конвенция ООН по морскому праву от 1982 г.

article in pdf

article in pdf

Issues

2024

2023

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

21 20

2012

19 18

2011

17 16

2010

15 14

2009

13 12