Southeast Asia: actual problems of development
[Yugo-Vostochnaya Azia: aktualnye problemy razvitiya] ISSN 2072-8271
Articles
Astafieva Ekaterina
About the Second International Conference "Security and Cooperation in the South China Sea: Actual problems and Settlement of the Conflict"
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2015, №27, 7-15
Annotation:
18 июня 2015 года в Москве в отеле «Рэдиссон Славянская» состоялась, организованная Институтом востоковедения РАН, вторая Международная конференция по вопросам сотрудничества и безопасности в Южно-Китайском море (ЮКМ).
Актуальность этого экспертного мероприятия определяется тем, что конфликт в Южно-Китайском море и сегодня продолжает быть одним из опасных очагов напряженности в Юго-Восточной Азии и в Азии в целом. Страны, участвующие в конфликте, уже длительное время ведут переговоры, но до сих пор так и не сумели найти приемлемые решения и компромиссы. В этой ситуации возможность сопоставления различных экспертных оценок, особенно со стороны ученых из стран, не участвующих напрямую в конфликте, оказывается особенно ценной и востребованной. Опыт проведения первой конференции, проходившей в Москве в октябре 2013 г. показал, что мнения и предложения, высказанные там, были приняты во внимание конфликтующими сторонами, учитывались при поиске решений проблем рыболовства, территориальных проблем размежевания, свободы судоходства, разведки и добычи нефти и газа. В данной конференции приняли участи ученые из России, Европейского Союза, Индии, США, Японии и Сингапура, которые в новых условиях, сложившихся сегодня в Южно-Китайском море, проанализировали основные события и тенденции в развитии ситуации, предложили пути смягчения напряженности и решения существующих противоречий.
Конференцию открыл временно исполняющий обязанности директора ИВ РАН Мосяков Д.В. Он передал приветствие участником конференции от руководителя ИВ РАН члена-корреспондента РАН Наумкина В.В. Далее он сказал, что тема конференции сегодня особенно актуальна, так как велика опасность, что Южно-Китайское море может превратиться в очередную «горячую точку» на нашей планете. Такое развитие событий, по его мнению, связано с общим обострением ситуации на глобальном уровне, в том числе в отношениях между великими державами и прежде всего Китаем и США, Россией и США. Есть и внутренние факторы, которые провоцируют развитие конфликта в Южно-Китайском море и они вызваны тем, что примерно 80 процентов всей акватории ЮКМ, Китай в одностороннем порядке объявил своей территорией. Этот шаг Пекина не признало не одно государство в мире. Там быстрыми темпами идет строительство новых островов намываются отмели причем так, что уже сейчас надо менять географические данные, которые говорят, например, что в архипелаге Спратли главный и самый большой это остров Иту-Аба. На самом деле это уже не так. Самый большой остров это недавно намытые рифы Файери-кросс, где китайские военные строят аэродром и причалы для судов.
Очевидно, что обострение обстановки в Восточной и Юго-Восточной Азии и в Южно-Китайском море, через которые проходят ключевые морские торговые пути, не выгодно никому ни странам АСЕАН, ни США и Японии, ни России, ни Китаю. Это убеждает нас в том, что путь мирного урегулирования конфликта в ЮКМ, основанный на уважении международного права и разумных компромиссах, возобладает.
Участников конференции приветствовал заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации Н.В. Левичев. Он отметил, что конференция, которая проходит уже во второй раз, несомненно, является лучшим подтверждением успеха инициативы организаторов – Института востоковедения Российской академии наук, который хорошо известен в мире как один из самых авторитетных научных центров в своей области.
Н.В. Левичев указал, что предложения, высказанные экспертами и аналитиками на первой конференции, были с большим вниманием восприняты конфликтующими сторонами. Особенно сильной стороной форума стала возможность услышать мнения ученых и экспертов из разных стран, благодаря чему выкристаллизовалась более объективная и полная картина происходящего. Думаю, заявил Н.В.Левичев, подобный формат наиболее конструктивный и плодотворный для обсуждения региональных территориальных конфликтов.
За прошедшие со времени первой конференции полтора года, сказал он, произошли немалые сдвиги в глобальной политике, и они не могут не отражаться на ситуации в Южно-Китайском море. Многополярный мир из декларированного принципа все больше превращается в практику международных отношений, что встречает упорное сопротивление Соединенных Штатов, претендующих на мировое доминирование. Трагедии и кровь на Ближнем Востоке и в Донбассе стали в большой мере следствием их политики грубого вмешательства в дела других стран. Становится все более очевидно, что американское военное присутствие в том или ином регионе отнюдь не является поддержкой или тем более гарантией мира. Понимание изменения ситуации отражено и в программе конференции.
Конфликт в Южно-Китайском море, отметил он, остается одним из опасных очагов напряженности. Последние события здесь показывают, что любой неосторожный шаг, любое нарушение хрупкого баланса может сыграть роль спички в раздувании пожара. Поэтому оставаться спокойным и равнодушно стоять в стороне, когда зона холодных отношений рискует превратиться в горячую точку планеты, невозможно и даже преступно, если помнить о возможных жертвах и страданиях людей. Наша страна как сосед и партнер стран региона, как ответственный член международного сообщества не может допустить войны в регионе.
Последний год подтвердил стратегическое значение восточного вектора российской политики. Мы, подчеркнул Н.В. Левичев, ориентируемся на долгосрочную перспективу, намерены реализовать здесь крупнейшие проекты, которые будут способствовать и нашему экономическому развитию и общему новому подъему региона, усилению его значения. Россия активно выступает за формирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой архитектуры безопасности и устойчивого развития, в основе которой лежат принципы равенства, уважения международного права, безопасности, неприменения силы или угрозы силой.
На конференции с приветствием выступил и первый заместитель председателя Комитета по международным делам Госдумы РФ Л.И. Калашников. В своем выступлении он указал на то, что конфликт в Южно-Китайском море угрожает миру и стабильности в этом регионе мира, и это не может не вызывать озабоченности в России. Важно, отметил он, чтобы урегулирование споров и противоречий в этом регионе опиралось бы на международно-признанные правовые механизмы. В этой связи следует руководствоваться положениями Конвенции ООН по морскому праву, принятой в 1982 г. Возможно, что некоторые разделы этого документа требуют определенной доработки с учетом современных реалий, но в любом случае конвенция ООН 1982 г. является единственным легитимным фундаментом урегулирования конфликта в ЮКМ. Для России опыт урегулирования противоречий в ЮКМ, отметил он, важен еще и с той точки зрения, может быть использован при защите национальных интересов в части урегулирования территориальных споров с участием России.
В рамках конференции было сформировано четыре секции, каждая из которых охватывала комплекс проблем, составляющих конфликтный потенциал ситуации в Южно-Китайском море.
В первой секции «События в ЮКМ с точки зрения современной геополитики» с докладами выступили Иэн Стори, старший научный сотрудник, редактор издания «Contemporary Southeast Asia», Институт по изучению ЮВА (Сингапур); Дэниел Шеффер, генерал (в отставке), член Французского научно-исследовательского центра «Asie 21»; Канаев Е.А., профессор, Факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ, д.и.н., в.н.с. ИМЭМО РАН; Голишников О.Н., ВШЭ; Терехов В.Ф., независимый эксперт. Темы их докладов охватывали большой круг проблем – территориальная трансформация Китаем островов Спратли и ее влияние на ситуацию в регионе, значимость свободы мореплавания в Южно-Китайском море для мировой торговли, противоречия в треугольнике США-Китай-Япония и их преломление в ЮКМ, взаимосвязь между стратегией США на Украине и изменением политики Вашингтона в АТР.
Заседание 2-й секции. Д.В. Мосяков, Дэниел Шеффер, Ричард Битцингер, Бронсон Персиваль. Во второй секции «События в ЮКМ и угроза милитаризации региона и гонки вооружений», Бронсон Персиваль, Главный советник Центра военно-морских стратегических исследований, США; Ричард Битцингер, старший научный сотрудник, участник Программы военных преобразований, сотрудник Школы международных исследований им. С. Раджаратнама (Сингапур); Мосяков Д.В., временно исполняющий обязанности директора ИВ РАН, заведующий кафедрой регионоведения факультета международных отношений Московского гуманитарного университета, д.и.н. Основное внимание докладчики в этой секции уделили вопросам взаимосвязи эскалации конфликта в ЮКМ и угрозы дальнейшей милитаризации региона. Ряд участников отмечал, что строительство насыпных островов резко обостряет существующие противоречия и угрожает окончательно превратить ЮКМ в «горячую точку планеты». Было также подчеркнуто, что сегодня конфликт в ЮКМ из регионального все больше превращается в конфликт глобальный, когда основное противостояние все более смещается в сферу американо-китайских противоречий.
В третьей секции «Юридические аспекты и политика внерегиональных сил в конфликте вокруг ЮКМ» были представлены доклады Эрика Франкса, профессора, члена постоянного арбитражного суда в Гааге, Президента Отделения международного и европейского права, зам. декана Факультета права и криминологии Брюссельского свободного университета; Локшина Г.М., ведущего научного сотрудника Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН; Бондзи Охара (капитана военно-морского флота в отставке), научного сотрудника в Токийском Фонде; С.Д. Прадхана, бывшего заместителя Советника по национальной безопасности Индии; Колотова В.Н., профессора, д.и.н., заведующего кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ, директора Института Хо Ши Мина при СПбГУ; Фененко А.В., доцента кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, к.и.н. На этой секции была проанализирована официальная позиция КНР по Филиппинам, рассматривалось отношение Китая к международному арбитражу с точки зрения норм международного права, а также процесс развития происходящего сегодня правового спора между Филиппинами и Китаем вокруг принадлежности островов в Южно-Китайском море. Были также рассмотрены и более общие вопросы, в частности, дана оценка ситуации в ЮКМ с точки зрения американо-китайской конфронтации, показано ее значение во внешнеполитической стратегии США, освещены основные вопросы региональной безопасности на так называемом южном фланге восточноазиатской дуги нестабильности.
В четвертой секции «Пути разрешения существующих проблем и перспективы мира и стабильности в ЮВА» выступили: П.К. Гхош, старший научный сотрудник Наблюдательного исследовательского фонда, член Индийского Азиатско-тихоокеанского совета сотрудничества по безопасности (АТССБ Индия), экс-сопредседатель Международной исследовательской группы по морской безопасности; Роберто Тофани, журналист и аналитик по проблемам ЮВА; Колдунова Е.В., заместитель декана Факультета политологии, доцент кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД России; Цветов А.П., Менеджер по связям со СМИ и правительственными структурами Российского совета по международным делам (РСМД). В этой секции основное внимание было уделено поиску путей выхода из кризиса, разрядке напряженности в ЮКМ и мирному урегулированию споров. Был проведен анализ роли стран АСЕАН в поисках путей к стабильности и безопасности, перемен, произошедших в ЮКМ в сфере сотрудничества и безопасности за 2013-2015, и значения Южно-Китайского моря в дискурсе отношений Вьетнама и США.
На конференции в ходе выступлений и острых дискуссий анализу подверглись наиболее сложные и актуальные проблемы противостояния в ЮКМ. При этом конфликт и его генезис рассматривался в разных плоскостях, как составная часть китайской политики, направленной на установление своего влияния в ЮКМ, как зона опасного противостояния Китая и США и как элемент американской экспансии, цель которой максимально дестабилизировать положение в АТР и ЮКМ. Прозвучало мнение о том, что в настоящее время конфликт в этом регионе изменил привычный характер своего течения. Долгое время он существовал как бы в двух фазах одна - остро конфликтная, которая относительно быстро сменялась другой, когда острота противостояния отходила на второй план, а на первый выступали вяло текущие переговоры, которые иногда создавали иллюзию, что искомый компромисс вот-вот будет найден.
Но в последнее время ритм этого конфликта стал таким, что острые и опасные для дела мира и стабильности ситуации буквально следуют друг за другом сплошной чередой. Причем если раньше речь шла о столкновении интересов соседних стран - Китая, Вьетнама, Филиппин, то сегодня основные сообщения идут уже о столкновениях и противостоянии китайских военных американским и японским силам. Анализируя последние события в Южно-Китайском море и, в частности, случай с американским разведывательным самолетом, который отказался выполнять указания китайских военных, некоторые участники сделали предположение, что Китай собирается ограничивать свободу мореходства и особенно военных кораблей других держав не только в тех водах, которые он объявил своими, но и вообще по всему Южно-Китайскому морю, не указывая точно до какой точки распространяется суверенитет КНР. Другие указали на то, что насыпка Китаем островов в ЮКМ это игра, меняющая статус тянущегося уже долгое время конфликта в этом регионе мира. Смысл действий КНР на островах Спратли состоит в том, чтобы отодвинуть еще дальше к югу основные базы своих ВМС и ВВС и тем самым взять под контроль основные акватории этого моря. Очевидно, что такие действия меняют не только географический статус-кво, но и политический, вызывают ответные меры и соседних государств.
Большинство участников оспорило такие действия Китая с самых разных позиций с точки зрения международного права, из которого следует, что так называемая девятипунктирная линия проведенная Китаем в ЮКМ противоречит международному праву и не может служить основой морской границы КНР в этом море. Такая позиция подверглась критике и с точки зрения международной безопасности, когда указывалось, такие действия только приближают угрозу крупномасштабного конфликта, причем конфликта рискующего быстро приобрести глобальное измерение как противостояние КНР и США. Критиковали такой подход и за то, что Китай совершенно не принимает во внимание законные интересы своих соседей и, в первую очередь, Вьетнама и Филиппин.
Некоторые выступающие не согласились с драматичными, как они отмечали, оценками ситуации в регионе. Они полагают, что «градус» драматизма при описании действий сторон конфликта некоторыми аналитиками всё-таки серьезно завышается. В частности, явным преувеличением представляется употребление исследователями терминов «морские бои», «морские сражения» или же «морские баталии» при описании событий в Южно-Китайском море и на его островах. В то же время они считают, что не должно быть иллюзий по поводу возможности прекращения руководством КНР деятельности по «закреплению» за Китаем морской акватории в рамках так называемой девятипунктирной линии, так как главная цель Китая закрепить за собой жизненно важные для продолжения его экономического роста минеральные ресурсы. Участники конференции указали также на то, что путь разрешения конфликта посредством одностороннего обращения в международный трибунал ООН по морскому праву, которым пошли Филиппины, хотя и представляется внешне логичным, никакой разрядки напряженности не приносит, особенно в ситуации, когда КНР отказывается признавать законность решений трибунала по ЮКМ. Но в то же время от судебного процесса есть и определенная польза. Судебные процедуры вынуждают Китай выдвигать свои аргументы и вступать в неформальный диалог со своими оппонентами.
Участники конференции считают необходимым искать различные пути расширения взаимного экономического сотрудничества, формирования общего поля экономических интересов всех сторон конфликта. Они подчеркивали, что конвенция ООН по морскому праву 1982 г. остается важнейшим легитимным фундаментом и для переговорного процесса и для достижения конкретных договоренностей по урегулирования противоречий в ЮКМ. Указывалось также на важность выработки и последующего подписания всеми сторонами, в том числе Китаем кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море. Такой шаг заметно бы снизил напряженность обстановки в Южно-Китайском море.
Общее мнение всех принимавших участие в конференции состояло в том, что для продвижения к миру потребуются усилия с двух сторон и что для того, чтобы искать компромиссы, на них должны пойти и Китай и его соседи.
Issues
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009